[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]    
Власть: Победа в угаре

Политика, Власть

Победа в угаре

 
Парад
 
      Ура-патриотическое безумие, в которое превратила День Победы власть, не может не вызвать отвращения. Огромное количество плакатов, флагов, лозунгов заполоняют города и веси. Телеканалы показывают не только все известные фильмы о войне, но и достают покрытые нафталином глупые советские B-movies. Понятно, для чего нужен власти День Победы - она разыгрывает козырь, который достался от прошлого - Победу над фашизмом. Это настолько очевидно, что нет необходимости развивать эту тему.

      Важно другое: День Победы - очень двойственный праздник, и от того, как его понять, будет зависеть многое. По своей сути, День Победы - это день победы советского народа над фашизмом. Подчеркнем ключевые слова - "советский" и "фашизм". Действительно, с логической точки зрения победу в войне одержали все народы, населявшие СССР - то, что называется "советский народ"; одновременно это было победа не над немецким народом, а над фашизмом - социалистическое государство не могло воевать против другой нации, оно воевало против другой идеологии.

      Но это - чистая теория. На практике сталинизм разрушил эту логику, вытекавшую из самой природы СССР. Еще в начале войны были случаи, когда наши офицеры кричали в окопы напротив "товарищ", взывая к пролетарской солидарности немцев, а пропаганда всегда четко указывала, что нужно отделять немецкий народ от фашизма. Однако в жестокой войне от солдат требовалась не политграмотность, а умение убивать и ненавидеть. Отсюда и смена вектора пропаганды - с 1943 года все чаще мелькали фразы "убей немца" вместо "убей фашиста". Писатель Илья Эренбург был известным франкофилом и германофобом, однако вплоть до 1943 года редакторы упорно исправляли в его статьях слово "немец" на слово "фашист". А после 1943 - перестали.

      То же можно сказать и о "советском народе". Никто никогда не мог себе представить, что после войны Сталин вдруг произнесет свой тост "за великий русский народ" и послевоенная эпоха его правления станет временем великодержавного шовинизма. До этого времени пропаганда всегда говорила, что это победа всего советского народа, хотя тенденции к выделению "русского народа" появились уже после коренного перелома в войне.

      Таким образом, сразу после окончания войны День Победы получил несколько значений - с одной стороны, победа советского народа над фашизмом; с другой - победа прежде всего русского, а потом всех остальных народов над немцами, причем в Великой Отечественной войне. Первый набор значений абсолютно не патриотичен, он отвечает интернационалистским принципам, второй - патриотичен. В хрущевские и брежневские времена все эти значения сосуществовали, не сливаясь - это была и Великая Победа, и победа советского народа, и победа над фашизмом, и победа в Великой Отечественной войне.

      Но при этом сам День Победы все больше превращался в абстрактное празднование победы, триумфа Родины и ее вооруженных сил. Во времена "оттепели" наши кинорежиссеры попытались указать на истинного победителя и истинного побежденного - речь идет о фильмах Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм", Марлена Хуциева "Июльский дождь" и "Застава Ильича". Причем фильмы Хуциева не посвящены непосредственно войне, но они показывают, что это была за победа и как надо относится к этому празднику.

      В конце "Июльского дождя" героиня, потерявшаяся в жизни и любви, идет на Красную площадь, где 9 мая собрались бывшие однополчане, и долго молча ходит среди них, вглядываясь в их лица (съемки были документальные) - она смотрит на тех, кто в ее возрасте знал, для чего жить, потому что все они видели "небо над Аустерлицем" и знают цену жизни; на тех, кто бессмертен - потому что все они, погибшие и выжившие, бессмертны: бессмертен и мой прадедушка по бабушкиной линии, который прошел всю войну, и мой прадедушка по дедушкиной линии, который погиб, так и не доехав до фронта (их эшелон разгромили под Сталинградом).

      9 мая - это День Победы советского народа над фашизмом. Это праздник тех, кто в 18 лет ушел на фронт, кто в 20 вернулся с фронта абсолютно другим человеком; это праздник героев, не испугавшихся, воевавших против зла, против фашизма - и не важно, может быть, некоторые из них воевали против немецкого народа. В массе своей это была борьба против фашизма. И это их и только их праздник. Только они знают его цену; только они имеют право поздравлять друг друга, говорить друг другу пафосные слова. Это не праздник бюрократов и пьяной молодежи, это не праздник "русского государства", это праздник только ветеранов.

      Единственное, что можем сделать мы - это как героиня "Июльского дождя" придти и посмотреть на них, посмотреть им в глаза. Потому что мне 21 год, я живу в городе и мне хорошо; а они в 21 видели смерть, концлагерь и войну. И не зря призрак отца героя "Заставы Ильича", на вопрос "отец, как мне жить", отвечает - "ты же старше меня, тебе видней". Нужно помнить, что это за праздник и что в этот день произошло. Возможно, это бессмысленно, но невозможно терпеть патриотический угар, невозможно терпеть такого унижения самой сути того, что называется Победой.

А. Захаров, Враг капитала, редакция Оинги

    [an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]